Марьяна Романова (saint_snowwhite) wrote,
Марьяна Романова
saint_snowwhite

Categories:

Длинный и нежный пост

Можете считать это миниатюрным каминг аутом, но меня завораживает нежная беззащитность советских бардов. Сейчас вот что-то пробило послушать Веронику Долину - и совсем старые песни, где у нее еще хрустальный высокий голос и энергетика Ассоль, и более поздние, где она уже поет хрипловато, а ожидание чуда приправлено осознанием его абсолютной невозможности.
Есть в этом что-то пробирающе трогательное, хотя может быть, дело в моем общем настроении ( в декабре все кажется трогательным).

А вообще, с бардами забавно было.

Когда-то я увлекалась гребным слаломом и рафтингом, постоянно ездила на сборы и в тренировочные лагеря. В те далекие светлые годы слалом еще не был олимпийским видом спорта, все было и серьезно, но и с той вдохновляющей искоркой, которая появляется только там, где игра важнее, чем жажда результата.
И часто наши выездные события были объединены с фестивалями и событиями туристов-водников.

Надо сказать, что слаломисты и туристы-водники испытывали друг к другу примерно одинаковые чувства - непонимание с оттенком снобизма. Как будто бы дикий волк смотрит на прирученного хаски - естественно, волком представитель каждой группы считал именно себя. Туристам казалось, что мы какие-то монотонные и зацикленные - разбиваем лагерь на пороге, и на том же пороге всю дорогу, неделями, и колбасимся. Нет у нас ни ощущения неизведанности пути, ни ночевок на разных берегах. А мы, в свою очередь, не понимали, что это за радость такая - весь день грести в мокром гидраче, но при этом лишить себя восторга общения с бурными порогами, брызг белой пены в лицо, переворотов и падений (туристы-водники часто вообще проходили наши пороги по берегу, потому что их лодки не подразумевали бурную воду; помню мы с подружками сидели на берегу Мсты и наблюдали за теми отважными туристами, которые все-таки рискнули пойти в порог, и делали ставки, кто перевернется, а кто - нет, с полудетским жестоким снобизмом "морских волков" умилялись, как они барахтаются, а потом помогали вылавливать весла и рюкзаки).
Так вот, почему-то где туристы-водники, там всегда и барды. Я честно не знаю, почему, но это было так. И стихийные бардовские мероприятия были нашим проклятием - отказаться пойти было как-то неловко, а большинство песен сливались в один заунывный контекст. Выступали на таких концертах барды-любители. Многие зрители там в прямом смысле спали (ну еще сказывалась и усталость от физической нагрузки и холода).

И вот однажды мой друг, президент федерации рафтинга России Алексей Румянцев, с которым мы и до сих пор общаемся, сказал:
- А хочешь, я научу тебя делать так, что все барды будут смотреть только на тебя? Выберут тебя из всех зрителей и будут петь тебе?
Бонус был сомнительным, но в юности я была жадной до любой движухи и согласилась. И тогда он сказал секрет:
- Надо раскачиваться. Но только чтобы лицо было серьезным при этом. Садишься, делаешь как можно более каменное лицо и начинаешь раскачиваться в такт пению. И все - мгновенная репутация самого тонко понимающего зрителя. Я всегда так делаю.
Он не был голословным и в тот же вечер дал нам незабываемый мастер-класс. Дело было на Вуоксе. Небольшой компанией мы пошли на концерт, уселись плечом к плечу и начали раскачиваться. Самым трудным было сохранять серьезность лица. Выяснилось, что его тактика работает! Все барды пели нам, нашей группе!

Иногда я скучаю по тем временам.
А сегодня вот слушаю Веронику Долину.
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 13 comments